Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное.

И для того, чтобы приобщиться к этой великой радости праздника, совершенно не обязательно насильно заставлять себя и своих родных нырять в ледяные проруби. 

Главное – сохранить в своём сердце веру и благой настрой. 

Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным (бутылками с водой, к примеру) – оттого, что нет веры.

А может, я выпью воды или окунусь, и она (вера) появится, вдруг я прозрею. 

Но само по себе это не произойдёт. 

Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий?

1484722621 (700x499, 49Kb)

Для того, чтобы встретиться Богом, мы должны быть готовы к этой встрече, должны быть открыты Ему. 

Отказавшись от всех предрассудков, оторвать наконец-то свой взгляд от привычного и посмотреть вокруг себя. 

Но это труд, на который не каждый пойдёт. А чего тогда мы хотим?

Давайте же для начала просто будем стремиться к искренней радости и делиться ею с близкими. 

И постараемся не укорять других в том, что они что-то делают не так, а по возможности осторожно будем направлять их.

 У всех у нас свои пути, мы пребываем в разных обстоятельствах, но то и прекрасно, что каждый из нас уникален, а пути Господни, как известно, неисповедимы.

Kustodiev_Kreschenskoe_Vodosvyatie_2 (580x700, 224Kb)

Кустодиев.Крещенское водосвятие

Где и когда лучше набрать святой воды?

В ближайшие дни освященную крещенскую воду можно без особого труда взять в православных храмах. 18 и 19 января, конечно, будет много желающих. Но в большинстве храмов воду освящают с избытком и раздают желающим и после праздника.

ae1965b4b4f0 (700x506, 151Kb)

Христиане не различают крещенскую воду ни по дате освящения (18-го или 19-го января), ни по месту 

(Храм Христа Спасителя или крошечная часовня), ни по имени священника 

(Святейший Патриарх Кирилл или молоденький батюшка, пришедший только из семинарии), ни по источнику (водопроводная или родниковая). 

Главное, чтобы эта вода была освящена по вере в Господа Иисуса Христа, в память о крещении Господнем.

02.-Sluzhenie-molebna (700x466, 90Kb)

Освящение воды — церковное христианское событие.

21fe46210a04b01da131396b1309b853b32fdf36 (700x404, 49Kb)

Бог не заряжает воду, не насыщает ее ничем.

Он действует через нее Сам.

 Это значит, что достаточно одного глотка или нескольких капель, если они выпиты с верой во Христа и надеждой на помощь.

Войнов Константин Семёнович. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаиха в Красноярске.

0_1854c2_cc66f45_orig (541x700, 387Kb)

twtF2j_JP7g (700x525, 124Kb)

Нужно ли купаться в праздник и как правильно это делать?

Купание накануне или в день праздника Крещения Господня в проруби — древний русский обычай.

Грандковский Николай Карлович. Купание после благословения воды шестого января. Праздник Богоявления. 1903 (700x433, 321Kb)

Грандковский Николай Карлович. Купание после благословения воды шестого января. Праздник Богоявления. 1903

Существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. 

Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. 

Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. 

Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. 

 Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно.

 И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. 

Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. 

Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных.

 Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. 

Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение – одно и то же.

Бессонов Сергей Евгеньевич (род. 1961) Очищение. На Крещение Господне. 2012 г. (700x485, 63Kb)

Бессонов Сергей Евгеньевич (род. 1961) Очищение. На Крещение Господне. 2012 г.

Существует  мнение :

Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза.

Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.

Нужно расставить акценты: отдельно – болезни и грех, отдельно – сглаз. Сглаз, порча и тому подобное – это суеверие. 

И избавляться нужно только от одного – от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. 

Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. 

Дьявол – падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях.

 Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное – невозможно.

Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей – масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. 

В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). 

Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. 

Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды – и все стало сразу хорошо. 

Здесь необходима вера и надежда на Бога.

Зеленченко Татьяна Борисовна. Крещение. (523x700, 284Kb)

Зеленченко Татьяна Борисовна. Крещение.

Есть также мнение такое: Вода на Крещение становится святой везде, и нет нужды идти за ней в храм, можно набрать дома из-под крана.

Если понимать некоторые слова (например, «днесь – то есть сегодня, сейчас – вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. 

Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. 

Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. 

К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. 

А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.

Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. 

Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.


oT0F8ffFd_s (540x432, 28Kb)

А как правильно отметить праздник?

Для христиан самое важное — это общая молитва в храме, воспоминание событий праздника, то есть некоторых эпизодов из жизни господа Иисуса Христа, и совместное причащение Тела и Крови Христа.

Все это и происходит на праздничном богослужении накануне и в самый день праздника, важнейшая часть которого — Божественная Литургия.

Причащение в Церкви именуют трапезой Господней.

Как освящается вода?

Освящение воды в память о крещении Господнем совершается дважды: накануне и в сам день праздника. 

То есть 18-го и 19-го января сразу после утреннего богослужения — Литургии. 

Богослужебный чин освящения воды идентичен в обоих случаях, то есть состоит из одних и тех же молитв, песнопений и действий.

Молитва на освящение крещенской воды

Молитвы на освящение крещенской воды произносятся во время Великого водосвятия. 

Это чинопоследование совершается лишь дважды в году – в канун и в сам праздник Богоявления, в остальное время года вода освящается малым чином.

Великое водосвятие более торжественно, чем обычное (на водосвятном молебне, например).

 Сперва поются тропари, затем читаются ветхозаветные пророчества, фрагмент из Послания апостола Павла и Евангелие. 

Все это напоминает о Евангельском событии, которое празднует Церковь в эти дни, – Крещении Господнем.

Затем словами «Миром Господу помолимся…» начинаются общие молитвенные прошения. 

Верующие молятся о том, чтобы вода освятилась «силою и действием и наитием Святого Духа», и о том, чтобы святая вода помогала очищению души и тела от грехов и недугов…

Наконец, священник с чтением молитвы кадит воду, призывая Господа освятить ее. 

Затем священник трижды погружает в воду крест. 

В это время поется тропарь праздника:

«Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

То есть: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»

Приходя на Великое водосвятие, которое совершается в храме (или на водоеме) после службы, не обязательно знать какие-то особые молитвы. Достаточно знать или хотя бы понимать тропарь праздника, а также вслушиваться в звучащие во время освящения молитвы и вместе с другими верующими просить у Господа через крещенскую воду получить благодать Божию и исцеление душевных и телесных немощей.

Крещенская и Богоявленская вода – это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения. Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление – отсюда два названия воды. Разницы нет.

Почему воду освящают два раза?

На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды – и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. 

Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. 

Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. 

Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился.

Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. 

Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. 

Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.

Перед освящением воды читаются соответствующие отрывки из библейских книг, из Евангелия.

В молитвах священник призывает благословение Божие на воду: 

«Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию». 

После чего в воду троекратно погружается крест.

Освященной водой священник кропит всех молящихся в храме, после чего начинают раздавать воду желающим.

Откуда пошел праздник Крещения?

Праздник Крещения Господня, который часто называют Богоявлением, — один из древнейших христианских праздников.

В этот день вспоминается следующее событие. Иисус Христос, достигнув 30-тилетнего возраста, начал свою проповедь.

Для этого он избрал не какое-то официальное место, а реку Иордан, куда в то время стекались многие люди, желающие увидеть пророка и Божьего избранника Иоанна, прозванного Крестителем.

Иоанн проповедовал скорое пришествие Мессии, то есть Спасителя, и призывал израильтян к покаянию — отказу от злых, неправедных поступков и дел.

В знак покаяния по древнему обычаю Иоанн окунал пришедших в воду, что и получило название погружение, а впоследствии крещение.

Главным своим служением Иоанн считал прославление и указание людям Христа. 

Что и произошло, когда в воды Иордана среди прочих вошел Иисус.

По словам самого Иоанна и очевидцев, Дух Святой в виде чистого белого голубя сошел на Иисуса, а с неба был голос: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

После этого Иоанн возвестил своим ученикам и последователям, что его миссия исполнена, что теперь им и всем израильтянам надлежит следовать за Иисусом и стать его учениками.

Все сказанное для христиан не легенда и не миф.

Это часть евангельской истории, часть того повествования, что оставили нам ученики Иисуса.

Семирадский Генрих Ипполитович "Крещение Господне"

Ещё есть и такое мнение:Крещенская вода никогда не портится.

Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». 

Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. 

Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. 

В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).

Приходится слышать :

Нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели.

Думаю, это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. 

И великие святые страдали от физических болезней. 

Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали разбойники и жестоко избили. 

Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. 

Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. 

 Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни – это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.

Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. 

Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи.

При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…».

В чем смысл праздника?

Важно понимать и признавать, что для христиан праздник Богоявления состоит, прежде всего, в воспоминании и радостном переживании трех тайн, очень глубоко связанных с самой сутью христианства как религии.

События Крещения Господня открывают Троичность Божества: 

Сам Бог являет Себя, как говорят, в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Мы узнаем и о богочеловечестве Христа:

 Отец свидетельствует о том, что Иисус — сын Марии — еще и Божий Сын. 

И, наконец, мы узнаём о миссии Иисуса: Он пришел для того, чтобы взять на Себя грех мира, чтобы спасти людей.

Для нас важно, что христиане видят в крещении Иисуса свидетельство появления Того, Кто не боится разделить с людьми не только радость жизни, но и последствия греха и даже саму смерть.

Для чего нужна святая вода? Христианство несовместимо с магией.

Для христиан не существует самодостаточных святынь с целительными свойствами. 

Еще из Библии мы знаем, что через материю, в том числе и через воду, может действовать и часто действует Бог.

Задача и функция святой воды в том, чтобы христиане имели возможность в повседневной жизни приобщиться через ее употребление к Божьей благодати, то есть дать возможность Богу сделать то, что Он хочет. 

Конечно, тут возможны просьбы и мольбы о чем угодно, в том числе и о здоровье, но употребление освященной воды оправдано и имеет смысл только в случае доверия тому Богу, которого христиане призывают эту воду благословить и освятить.

Как правильно пить крещенскую воду?

Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. 

Лишь два дня в году – в Крещенский сочельник и в сам Праздник – верующие пьют воду в течение всего дня.

В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром.

Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее.

Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.

В Богослужебном Уставе оговаривается, что те, кто отлучает себя от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы. 

Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел.

 Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

Молитва на принятие Крещенской воды

Молитва на принятие Крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды:

“Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды, нужно помнить, что оставить грехи и покорить свои страсти и немощи человек должен стремиться и сам.

vodohresha-24-e1421404025955 (700x463, 53Kb)

Можно ли окропить квартиру крещенской водой?

Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.

Во время Великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов … и на всяку пользу изрядну (сильную)». 

То есть Агиасму можно не только пить, но можно окроплять ей жилище и даже разные важные для человека предметы. 

Но надо понимать, что окропление святой водой квартиры – это не то же самое, что чин благословения жилища, совершаемый священником.

Что делать с прошлогодней крещенской водой?

Не все знают, что делать прошлогодней крещенской водой – продолжать ее хранить, постараться допить в ближайшее время, вылить?..

Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено – натощак с молитвой. 

Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.

Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т.е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). 

Надо помнить, что Агиасма – это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. 

Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.

Можно ли пить крещенскую воду?

Крещенскую воду пить можно и нужно.

Два дня в году – в канун праздника и в Богоявление – крещенскую воду можно пить в течение всего дня без каких-либо ограничений, кроме соблюдения установленного в Крещенский сочельник поста. 

В остальное время по сложившейся традиции многие верующие принимают Великую Агиасму натощак (кроме случаев болезни и т.п.). 

Но при этом стоит помнить, что Богослужебный устав говорит о том, что не пить святую воду только из-за приема пищи – неправильно.

Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать <…> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». 

Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.

Для христиан святая вода — далеко не главное в жизни.

Они могут иметь ее в доме, могут не иметь, могут пить ее регулярно, могут не пить вовсе.

И все это потому, что у них есть Тот, в Кого они верят, Тот, Кто всегда и всюду с ними.

Как освятить крещенской водой?

Нужно смочить кисточку или что либо подобное в святой воде и с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» крестообразно окропить ею то, что вы хотите.

В молитвенном вечернем правиле у нас есть молитва «Да воскреснет Бог…», можно совершать освящение, произнося эту молитву.

Есть ещё молитва на освящение всякой вещи:

Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
(И кропить вещь святой водой трижды).

Можно прочитать эту молитву, а потом так же крестообразно окропить вещь, которую вы освящаете.

Однако следует помнить, что есть предметы, которые можно попросить освятить священника в храме – иконы, нательные крестики.

Как освятить квартиру крещенской водой?

На освящение (окропление) жилища есть специальная молитва: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Окроплением воды сия священной в бегство да обратится всё лукавое бесовское действие. Аминь».

При это напомним, что существует специальный чин освящения квартиры – он уже совершается священником и один раз. Во время этого чина мы призываем благословение Бога на дом и всех живущих в нем. А окропить крещенской водой свою квартиру, дом может каждый верующий.

Можно ли истопить баню крещенской водой?

Крещенская вода – святыня, которую следует употреблять с благоговением. Получится ли так употребить ее в бане ? Вряд ли… От того, что мы попаримся святой водой, сами мы святее не станем. А вот смывая крещенскую воду в канализацию, поступим неправильно.

15 января 2016 автор Мангушева Дарья

Источник

Газета «Саратовская панорама» №2 (930)

Священник Василий Куценко