В поисках святого, о священномученике Николае Доброумове.

В августе Русская Православная церковь отмечает 80-летие со дня кончины священномученика Николая Доброумова. Поиск сведений о нем привел нас в глубинку Коми.

Николай Иванович Доброумов - преподаватель Волынской духовной семинарии. Фото: https-sokolov.ruindex.php 

Николай Иванович Доброумов - преподаватель Волынской духовной семинарии.

Усть-Сысольск — Усть-Кулом

Наше путешествие, предпринятое с целью собрать больше сведений о священномученике Николае Доброумове, началось в Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар), где 24 января 1876 года в семье смотрителя Усть-Сысольского духовного училища Николая Михайловича Доброумова родился будущий священномученик.

Усть-Сысольское духовное училище, смотрителем которого был Николай Михайлович Доброумов 

Усть-Сысольское духовное училище, смотрителем которого был Николай Михайлович Доброумов

Когда Николаю Доброумову исполнилось три года, его отец был определен священником Петропавловской церкви села Усть-Кулом. А с 1886 года Николай Михайлович Доброумов — уже благочинный Усть-Куломского округа. Вся жизнь святого XX столетия Николая Доброумова с детских лет будет связана с этим районом северной республики — Усть-Куломским. В 1899 году Николай Доброумов окончил Вологодскую духовную семинарию, и Преосвященный Гавриил, епископ Великоустюжский, определил его священником к церкви села Помоздино. Служил батюшка Николай и в храмах сел Усть-Кулом, Дон. В 1906 году отец Николай был назначен священником Преображенской церкви села Аныб, куда мы и отправились в один из летних дней по приглашению уроженки этого населенного пункта Светланы Дорошевой.

Светлана Дорошева в родном селе Аныб 

Светлана Дорошева в родном селе Аныб

Несколько лет назад Светлана Дорошева занялась изучением истории своей малой родины и составлением родословной и выяснила, что среди новомучеников аныбского храма и ее предок — церковный староста Христофор Казаринов, расстрелянный в 1931 году. Изучая его трагическую судьбу, Светлана выяснила и некоторые подробности жизни и служения на местном приходе священномученика Николая Доброумова, которые я и включила в настоящую статью.

Эх, дорога!

Наплавной мост на месте аныбской паромной переправы 

Наплавной мост на месте аныбской паромной переправы

Дорога на Аныб представляла собой печальное зрелище. Глубокие ямы, которыми был испещрен асфальт, — опасные дорожные ловушки для невнимательных водителей. Ехать пришлось по обочине, всего 10 километров в час, под немилосердно палящим северным солнцем. Радостным событием наших дорожных страданий стала установка на днях наплавного моста, связавшего Аныб с большой землей (не надо было теперь ждать переправы!). Уставшие, прибыли мы на место трудов батюшки Николая — в старинное село Коми. На пригорке останавливаем машину, чтобы отдохнуть, полюбоваться на уютные домики и вспомнить кратко историю населенного пункта, где нам предстояло работать.

К истории Аныба

Название села произошло от двух коми слов: «ан» — яма, рытвина, углубление, проем; «ыб» — возвышенное поле. Значит, «аныб» можно перевести с коми языка на русский, как «возвышенное поле с углублениями, рытвинами».

Слово аныб переводится с коми языка как возвышенное поле с углублениями и рытвинами 

Слово аныб переводится с коми языка как возвышенное поле с углублениями и рытвинами

Впервые Аныб упоминается в 1678 году в писцовой книге Яренского уезда. В книге отмечалось, что в 1663 году здесь появились первые жители.

В 1855 году в селе Аныб усердием прихожан была построена деревянная церковь с двумя приделами: в честь Преображения Господня и во имя святителя и чудотворца Николая. Сегодня мне с трудом верилось, что эти заповедные уголки северной земли, когда они еще были частью Вологодской епархии, часто посещали епископы и даже Вологодский губернатор.

Священник аныбской церкви Викентий Попов вел «Летопись аныбской Преображенской церкви», в которой описал подробности пребывания епископа Великоустюжского Иоанникия в северной глуши.

В 1890 году владыка Иоанникий предпринял поездку по осмотру самых отдаленных церквей Усть-Сысольского уезда. Под Аныбом епископу благоугодно было остановиться не у пристани, а на второй версте ниже села, но против церкви, и отсюда с версту он изволил подняться пешком до села. Владыку встречали благовестом на колокольне приходской церкви. Епископ осмотрел фундамент строящейся каменной церкви. В этом же году в глубинку Коми прибыл подрядчик по постройке новой каменной церкви, крестьянин Николай Конаков, и с восемью рабочими начал строительство, которое и было закончено 14 мая 1891 года. В каменном храме было два престола: в честь Преображения Господня и во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Наши дни

Преображенский храм села Аныб в наши дни 

Преображенский храм села Аныб в наши дни

На въезде в Аныб мы сразу увидели Преображенский храм, в котором с 1906 по 1917 годы служил священномученик Николай Доброумов. Пустующая сегодня церковь хорошо сохранилась до наших дней. Сразу после закрытия храма в 1934 году здесь находился клуб, а в 1978 году открыли котельную.

В 1978 году в храме села Аныб располагалась котельная 

В 1978 году в храме села Аныб располагалась котельная

Но заложенный два века назад фундамент еще хранил свою прочность, и все также были крепки стены Божиего дома. В день нашего приезда в храме и на его территории проходил субботник. 12 сельчанок, вооружившись топорами, вышли на борьбу с борщевиком и мусором, в храме разбирали перегородки, оставшиеся со времен котельной. В церкви можно было видеть старинные решетки на окнах, а в алтарной части сохранились места, где стояли престолы. Достаточно провести косметический ремонт — побелить стены, вставить окна, снести перегородки, поставить печь — и можно служить. Духовная жизнь давно могла быть восстановлена в селе, где служил священномученик Николай. Все дело в отношении к этому сельчан. В Аныбе сегодня проживает около 300 человек. Но в прошлые разы на уборку территории вокруг храма выходили всего двое, в лучшем случае четверо человек.

Мария 

Мария

Сподвигнуть большее количество людей на это благое дело уроженке села Аныб Марии, проживающей сегодня в Сыктывкаре, помог случай. Однажды в столицу Коми приехал с гастролями известный на всю республику хор ветеранов села Аныб. Воспользовавшись случаем, когда на концерт земляков съехались жители Аныба из разных мест республики, Мария обратилась к ним с просьбой принять участие в восстановлении храма, нашла те главные слова, которые тронули сердца земляков. Медленно, но дело все же сдвинулось с мертвой точки. «Я мечтаю, чтобы этот храм восстановили. Даже во сне вижу возрожденную церковь», — поделилась со мной участница субботника Галина Нестерова.

Разбор завалов внутри храма села Аныб 

Разбор завалов внутри храма села Аныб

А вот со священником проблем, как считает Мария, не будет. Ведь рядом с Аныбом располагается Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, братия которого уже окормляет храмы окрестных сел и деревень.

1906 год

Анна Малыхина 

Анна Малыхина

Значение малого прихода села Аныба для рода священников Доброумовых раскроется для меня позднее. А в начале подготовки данной статьи краевед Анна Малыхина высказала свою гипотезу о том, почему священномученик Николай Доброумов выбрал для продолжения своей деятельности малый приход села Аныб. Ведь после смерти в 1902 году своего отца, благочинного священника Николая Михайловича Доброумова, священномученик Николай Доброумов был назначен на его место в Петропавловскую церковь села Усть-Кулом. Но в 1906 году по взаимному согласию отец Николай Доброумов поменялся местом служения со священником Иоанном Поповым: отец Иоанн перешел в большое село Усть-Кулом, в котором проживало 10000 человек, а отец Николай — в Аныб, село с численностью населения всего 1000 человек. Но, по словам Анны Георгиевны, здесь в то время проживала бабушка супруги отца Николая Доброумова — матушки Антонины.

Семья

Священномученик Николай Доброумов с супругой 

Священномученик Николай Доброумов с супругой

В архиве Анны Малыхиной сохранилось единственное фото супругов Доброумовых. Рассказала Анна Георгиевна и подробности семейной жизни отца Николая. Супруга отца Николая, матушка Ан­тонина, была младшей и самой кра­сивой дочерью в се­мье священника Введенской церкви села Межадор Михаила Ко­н­с­та­нтиновича Попова. Кроме Антонины, у отца Михаила было еще 10 детей, и, ко­неч­но же, молодая матушка думала о том, что и у нее будет большая семья. Но ее мечтам сбыться было не суждено… После женить­бы ба­тю­шка Николай продо­лжал сох­ранять обет цело­мудрия, живя с супругой как брат с сес­трой, повторяя в своей жизни подвиг святого праведного отца Иоан­на Кронштадского. Матушка Антонина неоднократно пыталась оставить мужа, но в своей семье не встре­чала поддержки и одобрения своим действиям: каждый раз деву­шке приходилось возвра­щать­ся. Отец Николай до конца дней сво­их оставался монахом в миру.

Летопись аныбской церкви

А вот священническая деятельность отца Николая на аныбском приходе проходила вначале вполне благополучно. Отец Николай продолжил ведение «Летописи аныбской Преображенской церкви», начатой его предшественником, отцом Викентием.

Благодаря этому и сохранился рассказ о нескольких зна­­­мена­тельных событиях, свидетелем и участником которых был священномученик Николай Доброумов. Так, при ба­тюшке Николае 10 октября 1909 года был по­лучен в Аны­б­с­кую цер­ковь об­раз вновь прослав­ленной свя­той Бла­го­ве­рной Ве­­ликой кня­гини инокини Анны. Перед но­вым образом, по­ло­жен­­­ным на аналой, священ­ником было ска­зано по-зы­рянски жи­тие святой и совер­шено молеб­с­твие.

Ходатайствовал батюшка о перенесении мощей Святого Сте­фана Великопермского в город Усть-Сысольск (совр. Сыктывкар). И 28 января 1910 года после литу­­ргии был читан прихожанам аныбской церкви Указ Священного Синода по по­воду воз­буждавшегося в прошлом году прошения о пе­ре­не­се­нии в г. Усть-Сысольск святых мощей Стефана Великопер­м­с­кого: «Священный Синод не счи­тает возможным дать своего бла­го­словения на перенесение чес­т­ных останков Святого Сте­фа­на, Епи­скопа Вели­ко­пермского, и по коему Его Импе­ра­то­р­с­ко­му Величеству богоугодно было на­чер­тать: «Согласен с заключением Священного Синода».

При отце Николае был приоб­ретен для храма колокол весом 53 пуда, вы­литый по за­­казу на за­воде Оло­вянишникова в г. Яросла­вле. Подняли и освя­тили его в престольный праздник святителя Нико­лая Чудотворца, 6 декабря.

Удивило меня при изучении летописи и то, что о маленьком северном приходе знали в Мо­с­к­­ве, и 19 марта 1914 года от Сергея Семеновича Мишкова из Первопрестольной была получена риза на икону св. Цели­теля Пан­те­ле­и­мо­­на.

Отец Николай не оставлял без внимания ни одно историческое событие. В день 200-летия со дня рождения Ло­­­­мо­но­сова в аныбской церкви совершалась о нем пани­хида. Заупокойное бого­слу­же­ние со­стоялось и в день смерти премьер-мини­стра Петра Аркадьеви­­ча Сто­лыпина.

Батюшка держал руку на пульсе всех со­бытий, про­ис­­ходящих в мире. Ког­да началась война с Турцией, «17 августа 1915 года был уч­­режден при­хо­д­ской По­пе­чительский Совет в оказании по­мо­щи семьям солдат под председательством священ­ника Нико­лая Доброумова, который оказал помощь на сумму 136 руб. 40 коп. 91 се­мейству. А с началом войны открыто Волостное По­пе­чи­тель­ство, с 2 января 1915 года председателем избран тот же свя­­щенник», — читаю в летописи аныбской церкви.

События трагического 1917 года священномученик Николай Доброумов фиксирует с предельной точностью:

«14 марта вследствие произошедшего переворота избран на сходе Временный Волостной комитет.

25 марта оглашен акт об отречении Государя-Императора от престола».

А 11 мая, в день Возне­сения Господня, на приходе села Аныб произошло событие, на пер­вый взгляд, необъ­яснимое. Вот как сам отец Николай рас­сказал об этом: «Я удивлен был чрез­ме­р­ным скоплением на­ро­да у комитета, они расставились шпалерами по обе сторо­ны до­­роги до до­ма, где квартировал секретарь комитета. Выводят четверых людей голыми: две жен­щины и двое му­ж­чин. До­водят их до дома комитета — и что потом там происходило, неизвестно. Так, ока­­залось, была понята здесь сво­бо­да, и это ус­троилось под вли­янием солдат, прибы­вших с фро­н­та». 25 мая, в Троицын день, на вечерне отец Николай про­вел беседу о со­бы­тии 11 мая, разъ­ясняющую всю па­губность и непристойность пос­­тупка.

Родовой храм

В Национальном архиве Республики Коми хранятся записи, сделанные священномучеником Николаем Доброумовым. Фото Светланы Дорошевой 

В Национальном архиве Республики Коми хранятся записи, сделанные священномучеником Николаем Доброумовым. Фото Светланы Дорошевой

Но уже незадолго до 1917 года в селе Аныб стали происходить тревожные события, на которые батюшка обращает внимание:

1909 год: «3 августа церковный сторож Василий Иакимов Нестеров обнаружил взлом в церкви. Вор был найден….».

1914 год: «9 мая, в день храмового праздника, около 9 часов крестьянин села Аныб… выстрелом из ружья убил крестьянина Егора Андреевича Лобанова».

Почему же за все время образованный батюшка ни разу не попросил о переводе его на другой приход?

Библиотекарь села Аныб Валентина Главатских 

Библиотекарь села Аныб Валентина Главатских

Ответ нахожу в библиотеке села Аныб. Заведующая книжным царством Валентина Главатских заранее подготовила все материалы, которые в разные годы публиковались о священномученике Николае Доброумове в местной районке и других изданиях. Именно здесь мне посчастливилось сделать очень важное открытие, которое повлекло за собой расследование, посвященное родословной священномученика.

Так, изучая клир Аныбского храма, я выяснила, что еще с 1860 по 1869 году здесь служил другой представитель рода Доброумовых — Матфей Васильевич Доброумов. О нем сохранилось совсем немного сведений. Он был сыном священника Халезской Введенской церкви Никольского уезда Василия Симеоновича. К моменту окончания Вологодской духовной семинарии Матфею Васильевичу было 32 года. После храма села Аныб он служил в церквях Кадниковского уезда.

Следующее упоминание представителей священнического рода Доброумовых будет связано с освящением придела Преображения Господня нового каменного храма села Аныб, которое 29 декабря 1895 года совершил благочинный Николай Михайлович Доброумов — отец священномученика Николая Доброумова.

В храме Преображения села Аныб. Фото Светланы Дорошевой 

В храме Преображения села Аныб. Фото Светланы Дорошевой

Позже, читая летопись аныбского храма, я неоднократно встречала информацию о пожертвованиях на вечное поминовение рода Доброумовых, которые делала мама священномученника Николая Доброумова и вдова покойного благочинного Николая Доброумова. Апполинария Филофеевна доставила в аныбскую церковь «крест напрестольный серебряный византийской работы с рельефным Распятием, высотой 8 вершков, весом два с четвертью фунта, стоимостью 130 рублей. Изготовлен нарочно в Москве. Жертвовательница и Св. Евангелия и других многих вещей…»

В 1912 году 12 июня она доставила полное священническое облачение. В 1914 году опять жервовательница, вдова Апполинария Доброумова из Усть-Кулома, выслала в церковь Евангелие молебное бархатное с серебряными наугольниками. Это позволило говорить о том, что храм в Аныбе был родовым для священников Доброумовых. Здесь, как выяснилось, служили все представители немногочисленной коми-зырянской ветви Доброумовых. След священников Доброумовых в истории России мне удалось отыскать в исследованиях нижегородца Сергея Соколова.

Дворянский род Доброумовых

Автограф Николая Михайловича Доброумова - отца священномученика Николая Доброумова. Фото: https-sokolov.ruindex.php 

Автограф Николая Михайловича Доброумова - отца священномученика Николая Доброумова. Фото: https-sokolov.ruindex.php

Благодаря краеведу Анне Малыхиной состоялось наше виртуальное знакомство с потомком священномученика Николая Доброумова — Сергеем Соколовым. В ответ на мою просьбу оказать содействие в подготовке данной статьи от Сергея пришло письмо незамедлительно: «Доброумовы — одна из интересующих меня фамилий, так как моя прабабушка была Доброумовой и, кстати, приходилось двоюродной сестрой Николаю Михайловичу Доброумову (отец священномученика Николая Доброумова — прим. Н.П.). Но каких-то семейных историй, фотографий по этой линии не сохранилось, и по более близким родственникам информация в основном получена из архивов…».

На сайте Сергея Соколова, посвященного его родословной, я обнаружила информацию о представителе рода Доброумовых, благодаря которому они получили свое дворянство. Им оказался коллежский советник Павел Николаевич Доброумов (1824–1884) — сын диакона Леденгской Спасской церкви. По окончании курса наук в Вологодской духовной семинарии со званием студента 1-го разряда в 1846 году Высочайшим приказом от 10.12.1847 года был определен в Вологодскую Казенную палату канцелярским чиновником с утверждением в чин коллежского регистратора. Высочайшим приказом произведен в губернские секретари. Трудился в должности бухгалтера Казенной палаты. Указом Правительствующего Сената произведен в титулярные советники. Постановлением Казенной палаты определен старшим чиновником особых поручений. Указом Правительствующего сената за выслугу лет был произведен в надворные советники, затем в коллежские советники. За свою безупречную и многолетнюю работу предок священномученика Николая Доброумова был всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Владимира с грамотой за беспорочную тридцатипятилетнюю выслугу в классных чинах и утвержден в потомственном дворянстве!

Много предки священномученика Николая Доброумова потрудились на ниве просвещения людей. Среди выдающихся педагогов Доброумовых я встретила Андрея Александровича Доброумова. Он окончил Вологодскую духовную семинарию. Работал сначала псаломщиком Орловской Троицкой церкви. Был учителем Красавинского сельского училища. Ему посвящает несколько благодарных строк священник Сергей Непеин — автор книги «Вологда прежде и теперь», изданной в 1906 году: «Широкая волна просветительского движения… коснулась и нашего далекого, глухого и малокультурного края. Отдельные, немногочисленные примеры возникновения народных библиотек встречаются в Вологодской губернии уже в конце 1880-х годов. Относительно 1870-х годов нам известен лишь один пример: это устройство народной библиотеки и народных чтений при Красавинской полотняной и льнопрядильной фабрике В.-Устюгского уезда учителем фабричного училища А.А. Доброумовым, человеком высокообразованным и гуманным. Доброумов умер в начале 1880-х годов, но память о нем еще до сих пор жива среди местного фабричного и крестьянского населения, где этот безвестный труженик сеял «доброе, честное, вечное». Поистине, это был первый работник по внешкольному образованию в нашем крае».

Другой предок священномученика Николая Доброумова — Сергей Иванович Доброумов (1858-после 1916) — был кандидатом Московской духовной академии, помощником смотрителя Донского духовного училища в Москве и автором книги «Донской монастырь в Москве».

Кандидатом Московской духовной академии и преподавателем Волынской духовной семинарии был и Николай Иванович Доброумов (1864-после 1917).

Много учителей было и среди представительниц рода Доброумовых. Александра Ивановна Доброумова (1867-?) преподавала в Александро-Мариинском училище (1894). Софья Ивановна Доброумова (1868-1919) трудилась учительницей в школе комитета «О просящих милостыню» (1894). Похоронена на кладбище Алексеевской обители в Москве. Галерею учителей Доброумовых продолжил и священномученик Николай.

Законоучитель

Изучая материалы архивов, я была поражена, какую огромную преподавательскую деятельность вел священномученик Николай Доброумов. Во время служения в селе Помоздино он был законоучителем в Помоздинских земских мужском и женском училищах (1899–1903), преподавал в Воль­динском сельском училище (1901–1903), заведовал Роздинской школой грамоты (1899–1903). В Усть-Куломе он был законоучителем земского училища (1903–1907), заведующий Донской школой грамоты (1903–1906). В 1903 году был утвержден членом попечительского совета V благочиннического округа Усть-Сысольского уезда. Во время служения в селе Аныб состоял законоучителем местной церковно-приходской школы, Лунпокинского земского училища Аныбской волости (с 1914 г.).

Руч

Сретенский храм села Руч 

Сретенский храм села Руч

А в соседнем с Аныбом селе Руч, в котором батюшка Николай трудился законоучителем земского училища с 1907 по 1910 год, мне удалось побывать. Но я и подумать тогда не могла, что именно в селе Руч меня ждет самое главное открытие…

Руч оказался крепким населенным пунктом, в котором сегодня проживает 700 человек, работают школа и больница. Но самое яркое впечатление произвел старинный Сретенский храм. После закрытия храма в 1933 году здесь разместился клуб, а на втором этаже уже в наше время была оборудована православная молитвенная комната.

— Храм в Руче начали строить в 1905 году, а освятили в 1910, и сразу батюшки стали вокруг храма создавать лиственную рощу. Есть здесь и могучие деревья, посаженные священником Николаем Перебатинским, — рассказала местная прихожанка Ангелина.

Батюшка суровых лет

Настоятель Сретенской церкви села Руч отец Николай Перебатинский был ближайшим соседом священномученика Николая Доброумова. Трагически сложилась и его жизнь. Арестовывался он неоднократно. Последний раз был арестован в 1932 году. Обвинялся в участии в якобы организованной осенью 1931 года в селе Руч контрреволюционной группировки, ставившей своей целью «срыв всех мероприятий, проводимых партией и Советской властью». Осужден был тройкой при ПП ОГПУ Северного края по ст. 58-12 УК РСФСР и приговорен к пяти годам ссылки. По словам местной прихожанки Ангелины, батюшка умер в Ухтпечлаге.

На территории Сретенского храма, в тени вековых деревьев, покоится ныне супруга отца Николая Перебатинского — матушка Лидия с младенцем Алексием. Женщина умерла во время родов.

Дом священника Николая Перебатинского в селе Руч, где гостил и священномученик Николай Доброумов 

Дом священника Николая Перебатинского в селе Руч, где гостил и священномученик Николай Доброумов

Сохранился и дом батюшки Николая, в котором бывал священномученик Николай Доброумов. Сегодня здесь располагается сельский детсад. А на обелиске, который стоит на месте бывшей просворни, высечены имена четырех сыновей отца Николая Перебатинского, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Обелиск села Руч с именами сыновей отца Николая Перебатинского 

Обелиск села Руч с именами сыновей отца Николая Перебатинского

Здесь Пасха каждый день

Входим в молитвенную комнату села Руч — и замираем на пороге. У сопровождающих меня жительниц села Аныб выступают на глазах слезы — не ожидали увидеть такой дивной красоты малый храм на далеком северном приходе… Мы вновь пережили в этот день радость Светлого Христова Воскресения, потому что праздник Пасхи здесь каждый день — так торжественно, так уютно, с такой любовью все было устроено здесь.

В молитвенной комнате села Руч 

В молитвенной комнате села Руч

Благоустройством храма по благословению батюшки занимается Ангелина, она же написала и все иконы для родного молитвенного дома.

Среди святынь я с удивлением заметила песочек с Ганиной Ямы, камень с Алапаевска.

— Я была участницей крестного хода в Екатеринбурге в честь святых Царственных мучеников и привезла святыни для нашего храма, — объясняет Ангелина.

После участия в памятном крестном ходе были написаны моей собеседницей иконы Божией Матери «Державная», Преподобного Серафима Саровского и святых Царственных мучеников.

— А как вы начали писать иконы? — интересуюсь я.

— Специально иконописи я нигде не училась, — призналась прихожанка. — А рисование было моим любимым занятием с детства. Свою первую икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» я написала по заказу одной женщины. Она же передала мне книжечку акафиста этому образу Божией Матери, где была черно-белая икона Богородицы. Икону я написала гуашью и на простой бумаге, подарила этой женщине, а через некоторое время ее сын перестал пить, женился, и жизнь его исправилась. После этого заказы на меня посыпались. Но мои первые иконы были написаны все же для родного храма. А сейчас уже их можно увидеть во многих церквях Усть-Куломского района.

Икона святых Царственных мучеников в храме села Руч 

 Икона святых Царственных мучеников в храме села Руч

Написала Ангелина и иконы новомучеников, в земле Коми просиявших. Среди них мы увидели образ священномученика Николая Доброумова. Не оставляет батюшка своими молитвами этот малый приход…

И снова Руч

Под впечатлением увиденного тепло прощаемся с Ангелиной, выражая надежду на скорую встречу. Но я и представить себе не могла, что мое желание сбудется так скоро… Не прошло и часа после нашего расставания, как мы вновь вернулись в Руч и по всему селу разыскивали Ангелину, которая пишет иконы. Все дело в том, что когда мы уже возвращались домой, нас застал телефонный звонок от нее: Ангелина сообщала, что у нее дома хранится подарок священномученика Николая Доброумова, который она забыла нам показать.

Ангелина 

 Ангелина

Ангелину мы отыскали уже под вечер, устало бредущей по улицам родного села с охапкой сена, которое она накосила для козочек. Свалив свою поклажу, женщина пригласила нас в дом и через несколько минут вынесла Святое Евангелие, выпущенное Синодальной типографией Петрограда в 1916 году, которое священномученик Николай Доброумов подарил Николаю Михайловичу Лобанову, дедушке Ангелины. На Евангелии рукой священномученика Николая Доброумова была сделана надпись: «Выдано сие Св. Евангелие кончившему курс Аныбской церковно-приходской школы крестьянскому сыну деревни Мало-Аныбской, Аныбской волости, Николаю Михайловичу Лобанову от школы. 1916 года 18 августа № 130. Заведующий школой и Законоучитель, священник Николай Доброумов. Учительница Надежда Суворова». На Евангелии стояла и печать Аныбской Преображенской церкви.

Святое Евангелие - подарок священномученика Николая Доброумова своему ученику 

Святое Евангелие - подарок священномученика Николая Доброумова своему ученику

— Это Евангелие сохранилось в нашей семье, и бабушка перед смертью отдала его моей маме, — поведала Ангелина. — Мой дедушка родился в деревне Малый Аныб. А в Аныбе он учился в церковно-приходской школе в то время, когда там преподавал священномученик Николай Доброумов, пел мой дедушка и на клиросе. Погиб он в годы Великой Отечественной войны в Смоленской области, где и похоронен.

Святое Евангелие с дарственной надписью священномученика Николая Доброумова 

Святое Евангелие с дарственной надписью священномученика Николая Доброумова

В семье Ангелины сохранилось единственное фото бывшего ученика священномученика Николая Доброумова, Николая Лобанова.

Фото ученика священномученика Николая Доброумова - Николая Лобанова (в центре) 

Фото ученика священномученика Николая Доброумова - Николая Лобанова (в центре)

Август 1937-го

Возвращаюсь в Сыктывкар, чтобы выполнить печальную часть исследования, посвященного священномученику Николаю Доброумову, и поработать с протоколом допроса батюшки. Известно, что после революции отец Николай жил в селе Дон Усть-Куломского уезда Коми АО, служил священником в Донской Вознесенской церкви. После закрытия храма в 1935 году совершал требы на дому. На заседании Пре­зидиума КОИК от 26.12. 1935 г. поста­новили: «молитвенное здание ликвидировать и за­чис­лить в состав национа­лизированного имущества в ве­де­ние Ус­ть­­куломского Рай­исполкома».

Здание бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ НКВД в Сыктывкаре, где проводились допросы новомучеников в 1937-38 годах 

Здание бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ НКВД в Сыктывкаре, где проводились допросы новомучеников в 1937-38 годах

11 августа 1937 года отца Николая арестовали. Батюшку содержали под стра­жей при Сыкты­вкар­ской тюрьме НКВД.

Изучая анкету арестованного, пытаюсь представить, как жил отец Николай в это тяжелое для него время и кто поддерживал его. Так выяснилось, что в селе Дон батюшка проживал в казенном церковном доме. В хозяйстве была одна корова. Из семьи в селе Дон на момент ареста отца Николая находились его супруга, Антонина Михайловна, и сестра батюшки, Анна Николаевна Доброумова.

Священномученик Николай Доброумов 

Священномученик Николай Доброумов

Протокол допроса священномученика Николая Доброумова совсем короткий — всего несколько листочков. Но и этот небольшой документ свидетельствует о несгибаемой воле святого XX столетия. Приведу лишь фрагмент:

«Вопрос: У себя на квартире вы устраивали нелегальные сборища церковников, где под видом религиозных бесед проводили контрреволюционную агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Расскажите, когда, где, кто присутствовал, и какие контрреволюционные разговоры вы проводили?

Ответ: Нелегальные сборы церковников у себя на квартире, а также у других людей я не проводил, и контрреволюционной деятельностью я не занимался».

Но произ­ве­ден­­ным рас­с­ледо­ванием было уста­новлено, что «обвиняемый Доб­роумов у себя на квартире ус­тра­ивал нелегальные сбо­ри­ща церковников, на ко­­торых под ви­дом богослужений вел контр­революционную аги­та­цию, нап­равленную против меро­при­ятий Партии и Пра­вите­льства... Допро­шен­ный в ка­че­стве обви­няемого Доб­ро­умов вино­вным себя не приз­нал, но достаточно изо­б­лича­ет­ся пока­за­ниями сви­де­телей».

Изучив обвинительное заключение, выяснила также, что батюшке также вменялось в вину то, что он «вел контрреволюционную агитацию против коллективизации. Клеветал на налоговую политику и Новую Сталинскую Конституцию. Распространял контрреволюционные слухи пораженческого характера о войне и гибели советской власти»1.

На засе­дании тро­й­ки УНКВД Коми АС­СР от 23. 08.1937 г. поста­но­вили: обви­няе­мо­го по ст. 58 п.10, ч. II УК РС­ФСР До­­бро­у­мо­­­­­­­­­­­­­­­­­ва Ни­колая Ни­ко­лаевича ра­с­стре­лять.

Приговор был приведен в исполнение 25 августа 1937 года в Сыктывкаре.

На месте расстрела

На месте предполагаемого расстрела священномученика Николая Доброумова в лесу п. Верхний Чов 

На месте предполагаемого расстрела священномученика Николая Доброумова в лесу п. Верхний Чов

Свое исследование, посвященное священномученику Николаю Доброумову, завершаю в лесу поселка Верхний Чов, где, по свидетельству историков, происходили массовые расстрелы новомучеников в 1937 году. Но можно ли сказать, что работа по сбору сведений о святом Николае Доброумове завершена? Нет. Слишком много населенных пунктов в Коми связаны с деятельностью новомученика. Убеждена, что продолжение будет!

Источник