Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мф. 5:3-12)

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. (Мф. 6:7-8).

-----------------------

Хотел бы сразу расставить все точки над «i»: Я НЕ принимаю общественную организацию РПЦ за «Церковь – невесту Христову». По-моему, «правильная» Церковь указана в том же Евангелии: «Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них» (Мф. 18:20). То есть духовное (в сознании) ЕДИНЕНИЕ людей в устремлении к Высшему, независимо от конфессионального, административного различения, а так же следования или нет различным ритуалам/таинствам.

При просмотре различных «исследований» различных православных лекторов, заметил одну типичную особенность, которую можно выразить пословицей: «Не так страшен черт, как его малюют». Именно по этим «размалеванкам» и проводят свои «исследования» (а по сути – опошления неугодных им Учений) данные (не)«товарищи». Нарисовав страшненькую масочку, начинают пугать ей своих (по)читателей. И как говорится: не замечают «бревна в своем глазу».

Вот таким вступлением я решил предварить собственное исследование одной «…заповеди, самой непонятной и загадочной из всех». Вначале я приведу (компилированный для краткости и удобства)  фрагмент темы с https://religiya.temaretik.com/1172398495380539661/blazhenny-nischie-duhom-ili-po-kakim-zapovedyam-my-zhivyom/  («Блаженны нищие духом, или по каким заповедям мы живём»)

"…Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.

Заповеди блаженства —… большинству тех, кто называет себя православными, они неизвестны…

«Блаженны нищие духом» … Что это означает?

Эта заповедь самая непонятная и самая загадочная из всех.  (выделено мной. В.Т.)

Есть разные объяснения того, что означают эти слова:

- смиренные… осознавая свои грехи, понимая свое недостоинство…

- считают себя духовно нищими …

- дух которого свободен от всяких привязанностей …от осознания своей значимости. …

- кто ищет Духа...

- не просто бедный духом человек, это нищий духом...

- кто просит все время…

- Не просто бедствуют, но просят…

- просит у Бога… ищет Бога…обращен к Богу..

- блажен, потому что ему открывается Царство Небесное."

-------- конец цитирования --------

Как видим, все очень многословно (см. оригинал) и невразумительно и с точки мирского сознания и с позиций христианского служения. Я попытаюсь вернуть проблему «с головы на ноги».

Но, сначала: что такое Святой Дух?

Дух — в религиозном мировоззрении изначальная движущая сила, присущая всему живому…(Вики…)

Господь есть Дух (2 Кор.3:17)

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, …(Лк.4:18-19)

Сошествие Святого Духа на апостолов…. привело к рождению новозаветной Церкви (Деян.2:1-21).

…Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания… иному вера… иному дары исцелений… иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков… (1Кор. 12:4-11)

Резюме: именно НАЛИЧИЕ Духа (Господа) и дает идущему/ищущему набор благ (блаженств) для  достойного ношения Даров (талантов). И наоборот: отсутствие Духа - соответственно.

А теперь вопрос: у кого с Духом бедно? У того, кто живет животными инстинктами: чревоугодники, проститутки, извращенцы, бомжи, наркоманы и пр….(ну, и «натуральная» скотина).  Они, конечно, «ищут» - но что? Они, конечно, «просят» - но чего? И они БЛАЖЕННЫ?!

А кто же  НЕ БЛАЖЕН?

Апостолы Павел и Иоанн, в ДУХЕ вознесенные на «небо». Св. Сергий Радонежский, ПРЕИСПОЛНИВШИСЬ ДУХОМ, узревший Богородицу. Св. Серафим Саровский, СИЯЮЩИЙ ДУХОМ перед Мотовиловым.

Вот уж, действительно, «загадка». Но я «легким движением руки» попытаюсь разгадать эту многовековую шараду. И сначала вспомните известную ситуацию с запятой во фразе «казнить нельзя помиловать», когда перемещение оной кардинально меняло смысл.

Итак:

Догматически: «блаженны (КТО?) НИЩИЕ ДУХОМ» - и пошла смысловая катавасия с полотнищами обоснований «блаженства» проституток и бомжей.

От меня: «блаженны нищие (ЧЕМ?) ДУХОМ» - и все стало на свои места: именно, все святые, подвижники не стяжали материальных богатств - были материально НИЩИМИ, но - в Духе! То есть: через нищету материальную человек обретает возможность блага Духовного.

Наверное, по первой трактовке правильнее было бы: «Блаженны ИЩУЩИЕ Духа, ибо ….»

Я не претендую на первенство открытия, но просто за годы ни разу не прочел этого «блаженства» в моей версии.

                              Виктор Танюкевич