ЛЮДИ БОЖЬИ

СОЛЬ ЗЕМЛИ

На этом старом кладбище давно уже никого не хоронят. Только зеленеет летом трава, да сгибаются под напором ветра высокие акации и разросшиеся кусты сирени. Отчего же каждый день приходят сюда люди? Припав молитвенно к высокому кресту на одной из могил, шепчут свои просьбы, ставят свечи, кладут к подножию живые цветы. Оттого ли, что однажды, в 90-е годы, местные жители увидели поток света, идущий с этой могилы? В первый раз подумали: горит что-то. Может, траву или сухостой кто-то поджег. Подойдя поближе, убедились, что ни костра, ни пожара не было. А через некоторое время зарево повторилось. И еще раз, и еще… Под вечер словно огнем озаряло окрестность, рассказывали очевидцы. Таинственный свет исходил из того места, где был похоронен в 1960 году монах Александр (Шевчук).

Духовное чадо Кукши Одесского, ныне канонизированного Православной Церковью, монах Александр в пятидесятые годы прошлого, двадцатого века, приехал сюда по благословению своего старца. Почему именно в Донбасс, в шахтерский город Енакиево, где у него не было не то что никого из родных, но даже знакомых? Где ему долгое время пришлось скитаться без жилья и прописки, попадать в милицию, как бродяге? Но в Почаевском монастыре, в котором Александр прожил большую часть своей жизни, принял монашество, не принято было обсуждать или ставить под сомнение благословение духовника.

…Кто знает, как сложилась бы жизнь крестьянского мальчика Саши Шевчука, если бы он в детстве не потерял обоих родителей? Семья жила в с. Почапки Ровенской области. И вот такое большое горе свалилось на ребенка. Позже, став взрослым, он очень скупо рассказывал об этом периоде. Наверное, соседи жалели Сашу, звали к себе. Нашлись же люди, которые приютили его младшего братика. К тому же, после смерти родителей остался неплохой дом, какое-никакое хозяйство. Но он оставляет все это чужим людям и уходит в Свято-Успенский Почаевский монастырь.

Почему не к привычной жизни в селе, а к монашеству потянулась душа мальчика? Мы можем сегодня только строить предположения. Но одно очевидно: по Божьему Промыслу Почаевская Лавра стала его семьей. Сам Господь взял сироту под свое крыло. А Божья Матерь Почаевская заменила ему земную мать, ее любовь и заботу. Такого тепла, как он сам говорил, не чувствовал даже в родном доме.

Есть такая притча: однажды маленькие рыбки услышали слова человека о том, что рыбы могут жить только в воде. И задумались: а что же такое вода? Непонятно. За ответом обратились к одной старой и мудрой рыбе. И старая мудрая рыба сказала: «Вода - это то, чем мы живем. Вы оттого и не знаете воду, что живете - в ней и с нею». Вот так и жизнью Саши стала жизнь в Боге. Это был тот воздух, которым он дышал, тот свет, который видели его глаза. В молитве и предстоянии перед Богом он вырос, принял постриг, возмужал. Пережил Великую Отечественную войну. И однажды чуть не погиб, но удивительным образом сохранил Господь.

В тот день, рассказывал подвижник, в Лавру приехали фашисты. Они выгнали из лаврских помещений людей, - монахов и мирян, в том числе и Александра. Выстроили всех на улице и расстреляли из автомата. Но Александра, стоявшего в этом строю обреченных, пуля не коснулась. Дивным образом палачи его не увидели. После расстрела гитлеровцы уехали, а он вместе с еще одним уцелевшим монахом хоронил, предавал земле тела погибших. Отпевал, плакал над их телами. Потом пришел в свою келью, затеплил лампадку и встал на молитву…

По сути, вся жизнь его прошла в этом монастыре.

Говорят, случайность – это псевдоним Господа Бога. Случайно ли, что в начале пятидесятых годов году в Почаев прибыл схиархимандрит Кукша? Прибыл не по своей воле – вернувшись в 1948 году из ссылки, он вначале жил в Киево-Печерской Лавре. К нему тут же устремился многочисленный людской поток, причем не только из Киева, а со всей Украины. Властям это не понравилось, и для старца определили глухое, как считали, место – Почаев. Они встретились - уже тогда известный всему православному миру, закаленный в горниле страданий, исповедник и молитвенник Кукша и простой почаевский монах Александр. Удивительно, как Господь сводит людей вместе, объединяя их во Христе.

Кукша был назначен на послушание киотного у чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Кроме того, он служил раннюю литургию в Пещерном храме и исповедовал людей. Монах Александр старался не пропускать ни одной такой литургии. Впитывал в себя каждое слово, сказанное схиархимандритом на проповеди. Вскоре он стал духовным чадом старца. Старался во всем быть похожим на него. Случайно ли, что они даже внешне, если посмотреть на фотографии, были похожи? Оба высокие, широкоплечие, с окладистыми бородами, проницательным пристальным взглядом… Отец и сын. Родные, но не по крови, а связанные другим, более высоким - духовным родством. Духовный отец и его чадо.

После того, как обрел духовного отца, больше всего боялся монах Александр его потерять. И ведь однажды едва не потерял все-таки, но опять Господь вмешался, сохранил. Случилось это, когда Кукша стоял у чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Был он измучен годами ссылки, слаб здоровьем. И вот – лопнула вена на ноге, потекла кровь. Уже весь сапог был полон крови, а она все текла. Срочно позвали игумена Лавры Иосифа – он был знаменит своими чудесными исцелениями. Пройдут годы, и игумен Иосиф примет схиму с именем Амфилохий. А в 2002 году старца Амфилохия канонизируют в лике преподобных святых отцов. Много святых подвижников явила миру Почаевская лавра, и до сих пор мы, наверное, не обо всех еще знаем…

Но в тот раз даже сам отец Иосиф, прославившийся даром исцелений, только головой покачал. И сказал, чтобы старец готовился к переходу в вечность. Как молились монахи и миряне, многочисленные духовные чада о преподобном! И Александр молился, конечно. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к отцу Кукше и, увидев почти зажившую рану, в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные»! Вот она, живая сила молитвы.

Позже монах Александр не раз будет вспоминать это происшедшее у него на глазах исцеление. Ведь к нему самому во время жизни в Енакиево будут обращаться люди с просьбами помолиться о выздоровлении. Но все это будет потом, а пока что в Почаевской Лавре началась новая волна гонений. Насельников выгоняли из келий, забирали в милицию, «лечили» в психиатрических больницах. Но был несомненный Божий Промысел в том, что монахи, вынужденные из-за антицерковной политики властей, притеснений покидать свои монастыри, оказывались в миру в то время, когда вера в людях колебалась. Они как бы выполняли роль той соли, которая одна только и могла сохранить общество от разложения.

Преподобный Кукша благословил монаха Александра ехать на Донбасс. Сказал: «Сейчас ты там будешь нужнее, чем здесь. Такое будет твое послушание». Почему именно на Донбасс, старец не объяснил, а монах не спрашивал. Он давно уже убедился в прозорливости своего духовного отца. Знал, что Господь многое ему открывает. Раз сказал – значит, так надо. Но как же попасть туда? Денег на дорогу не было, как добираться, он тоже не знал. В раздумьях Александр пришел помолиться у чудотворной Почаевской иконы Божьей Матери. Там же молились две паломницы. Он спросил, откуда они приехали. Не чудо ли – женщины ответили, что они из Донецкой области, а город, в котором живут, называется Енакиево! Охотно согласились взять его с собой, и одна из них даже приютила его на первое время. Известны их имена – Мария и Анна.

Немногочисленные прихожане – в церковь в те годы ходили немногие – сразу обратили внимание на незнакомого человека, не пропускавшего ни одного богослужения. Узнали, что был он монахом. Рясу вне монастыря тогда носить не разрешали, и монашеское одеяние заменяло длинное черное пальто, в котором он ходил в любое время года, даже летом. В кармане пальто всегда лежала книжечка с именами тех, кого поминал. И крест, им он осенял людей, когда к нему стали приходить с просьбами помолиться. На ногах, тоже в любое время года, одни и те же сапоги. Ноги у него постоянно болели, распухали и отекали, но монах никогда не жаловался. Всегда улыбался, всех ободрял: «Делайте добро людям, и все будет нормально! Добро надо делать сейчас, пока мы живы. Потом уже поздно будет».

Молитвами его люди исцелялись. Таких примеров очень много. У шестилетнего Гены случилась травма легкого. Мальчик чуть не умер. Его мама Елена подолгу стояла в церкви на коленях, молилась. Она же и привела ребенка к монаху Александру. Он погладил малыша по голове, помолился. Сказал: «Водите его в церковь, причащайте. Он еще Богу послужит». И тяжело больной мальчик полностью выздоровел! А молитва монаха Александра повлияла не только на его здоровье, но и на духовную жизнь. Мальчик потянулся к церкви. Когда вырос, стал уже не Геной, а отцом Геннадием Яременко, священником. Служил Богу в храмах Донецкой области - г. Константиновке, с. Щербиновка Дзержинского района.

Скоро к монаху стали обращаться люди, страдающие разными болезнями. Многие из них и сегодня живут в Енакиево. Рассказывают, что он всегда старался найти, выявить корень болезни в самой жизни человека, его поступках, отношениях с другими людьми и Богом. «Сама ты и виновата», - внушал одной женщине, обратившейся к нему за помощью. – «Зачем так поступала? Язык твой – враг твой. Знаешь, как в Библии сказано? От слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься. На исповеди в последний раз когда была?» Всем советовал ходить на исповедь, причащаться и стараться больше не грешить. «У Бога милости много», - говорил, - «Кайтесь, просите Его. Он не оставит» И действительно, болезни – иногда очень серьезные, - как правило, отступали, уходили.

У монаха Александра долго не было постоянного места жительства. Но на улице тоже не оставался – всегда находились люди, которые звали к себе переночевать. Но если теплый угол как-то находился, то прописки не было. Из-за этого не раз попадал в милицию, ведь бродяжничество строго запрещалось. А потом случилось так, что его не просто задержали, но и жестоко избили в милиции. Сколько, мол, можно уговаривать? Раз слов не понимает… Избитого, оставили на ночь в «обезьяннике», а когда утром пришли, поразились. Куда девались многочисленные синяки, кровоподтеки, ссадины? Все исчезло. Бодрый, свежий человек смотрел на них мудрым и спокойным, жалеющим взглядом.

Он обращает этот взгляд к одному из милиционеров, который накануне особенно «усердствовал», и тот уже готов был оправдываться. Но старец опередил его, сказав о другом: «У тебя дочь тяжело болеет. Срочно вези ее в больницу, но не здесь, а в другом городе. Иначе потеряешь». И назвал адрес лечебницы. А дочка того милиционера действительно была больна, и родные с ног сбились в поисках помощи. Монах непостижимым образом назвал адрес именно того медицинского центра, где впоследствии смогли ей помочь.

Потрясенные милиционеры доложили о странном старике начальнику отделения. Тот приказал привести задержанного к нему. О чем они говорили больше часа за закрытыми дверями, никто и по сей день не знает. Но только после этого разговора милицейский начальник забрал монаха к себе домой, где он и прожил больше месяца. Купил ему одежду, обувь. Больше того, они и в церковь – в то время, когда верить в Бога считалось чуть ли не преступлением! - вместе ходили. А через какое-то время один из подчиненных милиционеров попросил у своего начальника разрешения прописать монаха Александра у себя. И разрешение получил.

Этого милиционера звали Федор Кононович Копытько. Общение со старцем оказало огромное влияние на жизнь всей его семьи – жены Нины, приемной дочери Валентины и сына Александра. Просто повернуло их жизнь в другое русло. Валентина (ее фамилия была Фомина, по родному отцу) стала духовным чадом монаха. Жизнь свою прожила, как горящая свеча перед Богом. Старалась, как учил старец, людям помогать, чем только возможно. А уж о старце своем заботилась, как истинная дочь. По его благословению ездила не единожды в Почаев для встречи с преподобным Кукшей. А когда тот перешел в в Одесский монастырь, то и в Одессу. На работе отпуск брала и оставалась в монастыре на послушание. На Пасху комсомольские патрули проводили рейды по монастырям. Отлавливали тех, кто пришел разделить с монахами радость пасхальной ночи. Во время таких рейдов монахи прятали ее, как и других паломников, на колокольне храма. «Валя бы вам много о монахе Александре рассказала, - вздыхают мои собеседники. - Вот если бы вы с ней встретились»… Встретиться с Валей уже не получится. Нет больше Вали. Несколько лет, как упокоилась, перешла в вечность. А люди говорят о ней, как о живой, с теплом и благодарностью.

Еще сын Александр был у Федора Копытько. Мальчишкой голубей гонял, непоседой называли. А стал священником. И уже сына своего Николая в вере воспитывал. Недавно, просматривая новости на сайте Горловской и Славянской епархии, я встретила знакомую фамилию. Небольшая заметка: «Настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» священник Николай Копытько посетил общеобразовательную школу № 48 г. Горловка, где провёл урок христианской этики во 2 и 3 классах. Священник побеседовал с детьми о заповедях Божиих, а также рассказал ученикам о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.В прошедшем учебном году отец Николай вёл уроки христианской этики в нескольких классах школы. Это занятие стало первым в новом учебном году. Уроки со священником для учеников разных классов будут проходить раз в две недели».

Николай Копытько… Да это же сын Александра Копытько! Того мальчика, о котором монах Александр говорил когда-то его матери Нине, когда она отчитывала ребенка за какие-то проделки: «Не ругай его так. Это же батюшка. Он батюшкой будет». Как он мог знать? А ведь знал.

Да что там одна семья! Под его влиянием у многих менялось отношение к жизни, к Церкви, к Богу. Как это происходило? Жили себе люди, думали больше о ежедневных заботах, хлебе насущном, чем о Боге. И в церковь не часто ходили, разве что по большим праздникам. Тем более, что и не поощрялось это тогда. Ведь антирелигиозный психоз опять набирал силу. Но там, где появлялся монах Александр с его всегдашней улыбкой, словами о Евангелии, будто теплым дождиком орошало зачерствевшую почву сердец человеческих.

В одной из журналистских командировок мне довелось побывать в Мангышлакской области Казахстана. Полуостров Мангышлак – это пустыня, сухая и жаркая. Из-за отсутствия пресной воды в ней нет никакой растительности, только бесконечные гряды песка да барханы. Но люди научились использовать каждую частицу грунта, на котором что-то может вырасти. Даже, рассказывали мне, когда на станцию приходит состав с картошкой, местные жители просят разрешения ее перебрать, аккуратно стряхивая землю с картофелин в ведерки. Потому что потом в эту землю можно будет посадить какие-то растения. А к посаженным в привезенный грунт деревьям, цветам проложены трубки с пресной водой – на полуострове работает атомный реактор по опреснению морской воды из Каспийского моря. И там, куда попадает вода, растут, цветут, благоухают очень красивые, цветы, зеленеют кустарники и деревья. Вот так и в духовной жизни – сердца, орошаемые благодатью слова Божьего, начинают расцветать и приносить плоды.

«Очень многие начали под его влиянием в церковь ходить, - рассказывает Вячеслав Трофимович Колесник.– Раньше никто не ходил. Но он постепенно со всеми поговорил. Был немногословным, но каждое слово было точным, достигало цели. Бывало, вначале смотрит на человека и молчит. Будто душу его читает. Посидит, а потом скажет пару слов - но эти слова именно такие, какие человеку надо было услышать. И такими все стали верующими! На вечернюю собирались - толпой шли. Вся улица, где он жил, строго посты соблюдала. А после постов больших разговлялись вместе. Кто квас несет, кто холодец, кто окрошку. Весело было. А еще исповедовались, причащались. Он напоминал всегда: «Пока вы тут, кайтесь. Там будет поздно. И добро делайте, пока живы.»

И шли в храм, очищали сердца молитвой, поили души благодатью люди, ранее Бога не знавшие. И детей своих вели, а это непросто было. В школе – галстуки пионерские да комсомольские собрания, да поучения об опиуме поповском. Как уберечь ребенка от раздвоения, привлечь его внимание к небу? И какое влияние мог оказать в этом океане безбожия человек, выросший в монастыре, как в другом мире? Не сметет ли и его самого темная сила воинствующего атеизма? Тьма и свет. Они соседствовали друг с другом в сердцах людей, не знавших Бога и, смешиваясь, образовывали серые сумерки. В таких сумерках и жили тогда многие, очень многие. Непросто было отделить одно от другого.

Монах Александр никогда не говорил, что его задача – бороться с тьмой. Но свет его веры, его верности Богу (недаром эти слова одного корня) естественным образом разгонял мрак безбожия. И люди удивлялись: как же мы жили до сих пор в этих сумерках?!

Мы иногда думаем, что святые были когда-то давно, не при нас. Через призму времени, отделяющую их от сегодняшнего дня, кажутся они особыми людьми, окруженными ореолом святости и благоговейными почитателями.. А тут – просто пожилой человек в поношенном пальто. Не то что дома своего, а даже никакого имущества не имеет. Немощный, с больными ногами. Откуда у такого какая-то сила? А это и не его сила вовсе, а Бога, который так и сказал: «Сила моя в немощи совершается». А народ добавил к этим словам свою поговорку: «С благодатью Божией и на соломинке поплывешь».

Один из моих собеседников, Вячеслав Трофимович Колесник, жил в Енакиево на улице Красногвардейской, по соседству с семьей Копытько, приютившей у себя монаха. И его, еще ребенка, коснулось благодатное воздействие, которое оказывал на души монах Александр. Сужу не только по его рассказам, но и по тому, что оба сына Вячеслава Трофимовича Колесника, Олег и Сережа, тоже стали впоследствии священниками. Отец Олег– настоятель храма в честь Петра и Павла в с. Розовка, отец Сергий– храма в честь Державной иконы Божьей Матери в г. Торезе.

Многие из тех, чья жизнь соприкоснулась с жизнью монаха Александра, посвятили свою жизнь церкви. Сегодня это священники, монахи, пономари, псаломщики, алтарники. А еще просто прихожане – портнихи, учителя, врачи, таксисты, шахтеры…

Его прозорливость подтверждалась каждый день в различных ситуациях. Женщине, посетовавшей на бедность, указал, где у нее лежат деньги, в каком сундучке. Не укорил, просто сказал, а ведь в доме у нее никогда не был. Немудрено, что та залилась краской. Или вот еще такой пример. Вроде бы мелочь: шли люди на службу в храм и нашли на дороге три рубля. С другой стороны, не такая уж мелочь, если учесть, что буханка хлеба стоила тогда 16 копеек. Как поступить с деньгами? Посовещались между собой и решили отдать нищим, им нужнее. А на пороге храма встретили монаха. Тут же переменили свое решение, ему протянули деньги. Он отступил в сторону: «Вы же нищим обещали находку отдать? Вот и отдайте».

Старец был очень добрым и скромным человеком, говорят мои собеседники. Все, что ему давали, тут же раздавал нуждающимся. Настоятель Свято-Покровского храма в Енакиево протоиерей Андрей Байков часто помогал ему продуктами с панихиды. Но монах обычно и до дома продуктов этих не доносил, все раздавал по дороге. Вспоминают: что бы ему ни давали, брал, благодарил и тут же отдавал нищему. Прихожане просили: «Дедушка, вы себе хоть что-нибудь оставьте!» Всем отвечал одно: «Мне Бог даст. Голодным не буду». А как-то муж и жена Спивак, Василий Григорьевич и Антонина Ивановна, посовещавшись, решили купить ему новую прочную рубашку взамен старой, почти что истлевшей на теле монаха. Рубашка пришлась впору, будто на него шили. В ней старец и пошел в храм. Но увидел возле храма кое-как одетого инвалида. Он тут же снял с себя обновку и протянул ее этому человеку. Запахнул свое неизменное черное пальто и, переступая больными ногами в тяжелых сапогах, пошел на службу.

Благодаря дару прозорливости он иногда предостерегал человека от тех или иных поступков, могущих навредить душе. Нельзя сказать, что все его всегда слушались. Такова грешная природа человеческая – делать не то, что нужно, а что хочется. В таких случаях монах подолгу, иногда неделями, неотступно молился о согрешившем. Как-то после окончания службы в храме пошел вслед за одной прихожанкой, остановил ее и долго, горячо убеждал в чем-то. Потом она сама рассказывала об этом. Суть была в том, что женщина ждала ребенка. Но ситуация в ее семье была настолько сложной, что она не решалась рожать. В церковь пришла в поисках облегчения, потому, что принятое решение избавиться от беременности все-таки тяготило душу.

Редкая гостья в храме, она о монахе Александре раньше и не слыхала. Но он каким-то удивительным образом прозрел ее ситуацию. Уговаривал не совершать убийства нерожденного ребенка, приводил примеры из Святого Писания. Тем не менее женщина поступила по-своему. Сделанного не исправишь. Но старец продолжал молиться. Эта женщина считает, что только его молитвами пришла к Богу. Сегодня она уже пожилой человек. Давно покаялась. Но тяжесть совершенного гнетет ее до сих пор, хотя Господь дал ей потом еще ребенка - дочку. Она вырастила ее в вере. И внук тоже – глубоко верующий мальчик.

…2 июня 1960 года монах Александр вернулся из церкви, где исповедался и последний раз в жизни принял святое причастие. Раба Божья Мария, у которой жил в то время, суетилась по дому, собиралась накрывать на стол. «Не надо ничего, - остановил ее взмахом руки. - Я сейчас умирать буду». - «Что вы»?! – ахнула та. «Время мое пришло. Не плачь. Это самый радостный день в моей жизни. Домой возвращаюсь, к Богу».

Лег на кровать и … умер. Кончина его была безболезненной, непостыдной, мирной. Именно такой, о какой мы просим в своих молитвах.

Его духовная дочь Валентина Фомина, ничего не зная о совершившемся, входила в этот момент в келью преподобного Кукши в Одессе. Он встретил ее, против обыкновения, сурово. Пристальный взгляд из-под насупленных бровей был строгим и печальным. «Езжай домой, Валентина. Ты еще успеешь». – «Почему, батюшка? - удивилась Валентина. - Куда успею? Я же только приехала». - «Езжай, тебе говорю. Не теряй времени»!

Она успела – как раз к тому моменту, когда гроб с ее духовным отцом выносили на улицу. Пробилась сквозь море людей, пришедших попрощаться, припала к сложенным на груди рукам. Казалось, весь город был здесь, охваченный скорбью.

Но если и можно назвать это прощанием, то, во всяком случае, не окончательным. Ведь он и сейчас предстоит перед Богом со своими молитвами о нас. В очередной раз, считают прихожане, о нем напомнил людям другой угодник Божий – святой Николай Чудотворец. И было это в мае 2014 года, в то непростое, тревожное время, когда война уже стояла у нас на пороге. Незадолго до весеннего празднования дня памяти святого Николая женщины убирались в храме. Готовились к празднику, чистили подсвечники. Разговаривали. «Да есть ли в наше время такие святые»? – вздохнула одна. А другая вспомнила и рассказала о том, что на старом кладбище есть могилка почаевского монаха. Раньше ее часто навещали, панихиды служили. Но многие из тех, кто знал монаха раньше, перешли в вечность. И как-то сразу все ощутили непреодолимое желание съездить туда. Сделали работу, взяли такси и поехали. Молились, просили о помощи, каждая о своем и все вместе – чтобы сохранил город своими молитвами.

С тех пор и по сей день каждую пятницу в 11 часов служит священник панихиду на месте погребения монаха Александра. Многие приходят к нему, чтобы помолиться. Удивительно, говорят люди, как быстро он отвечает на эти молитвы – кому-то помог работу найти, кому-то в семье навести порядок. Раба Божья Лидия просила монаха, чтоб вразумил ее детей, живших невенчанными. И такой скорый, щедрый ответ получила! Только вернулась домой, сын позвонил. «Мама, - сказал, - мы решили повенчаться. Откладывать не будем». Другая прихожанка храма, Любовь, очень переживала из-за того, что на цементном заводе, где она работала, начались сокращения. Ее предупредили, чтоб искала себе другую работу. Да только где ее по нынешним временам найдешь? Поплакала Любовь на могилке у монаха Александра, выплеснула со слезами свою обиду. А на следующий день узнает, что сокращение отменили. И поныне работает Любовь на прежнем месте.

Недавно я возвращалась домой после поездки к монаху Александру. В маршрутке рядом со мной села молодая женщина. И почему-то сама завела разговор. Видимо, очень хотелось поделиться. Рассказала о том, что у нее ребенок маленький, и она долго не могла найти такую работу, чтоб и малышом заниматься, и деньги зарабатывать. Кто-то посоветовал ей на могилку к монаху сходить помолиться. Она сходила. «И вот, представляете, - говорила женщина, - в тот же день мне позвонили и предложили именно такую работу! Я первое время как на крыльях летала!»

Много случаев явного, реального заступничества монаха Александра о нас, грешных, перед Богом можно еще перечислить. Иерей Сергий Колесник строил храм в г. Торезе. Средств, как водится, не хватало. Выручали прихожане – каждый жертвовал сумму, равнозначную стоимости одного кирпича. Или нескольких. На кирпичах крупно писали фломастером имена жертвователей. Из таких именных кирпичиков и строился храм. Но вот потребовались плиты под перекрытия. Где их взять и, главное, чем оплатить? Отслужил о. Сергий панихиду на могилке монаха. Супруга его, матушка Лия, в это время горячо молилась о помощи.

В ту же ночь приснился ей сон: сидит она в свечной лавке, а у дверей храма стоит высокий человек в монашеской одежде. Она подошла к нему и спрашивает: вам помочь чем-нибудь, что-то подсказать? Монах ответил: «Да я же тот, которого ты просила. Не узнаешь разве»? А утром подъехал к храму человек и сказал, что он строился недавно, и вот, остались плиты для перекрытий. Может, примете в дар, пригодятся? Еще бы не пригодились!

Но больше всего просят люди монаха Александра о мире в душе и на Донбассе. Верят, что и он молится он у Престола Божия о том, чтобы сохранить город от бомб и разрушений. Земная Церковь и Небесная – она ведь едина. «Если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж» - читаем мы в 126 псалме. Хорошо, что у нас есть такие заступники перед Богом.

Надежда Ефременко

ОН НАС СЛЫШИТ

О монахе Александре я впервые услышала от протоиерея Андрея Байкова, который тогда был благочинным в нашем округе. Хочу еще сказать, что и прадед его, тоже Андрей Байков и тоже протоиерей, был когда-то настоятелем храма, который посещал монах Александр. Он и похоронен на том же кладбище, что и монах. И когда мы идем к монаху Александру, обязательно заходим поклониться и на его могилку, она находится недалеко от места захоронения монаха Александра. Но тогда я еще о монахе не знала. И когда наш благочинный рассказал, что в Енакиево жил угодник Божий, что на его могиле регулярно служат панихиды священники Енакиевского благочиния, в душе у меня поначалу было смятение. Святые, думала я, они же где-то далеко. А чтобы тут рядом, у нас, в промышленном городе… Как-то не сразу пришло понимание близкого чуда.

Было очень интересно узнать о жизни монаха Александра, о том, как он выглядел. И монах Александр сразу откликнулся даже на мои мысли. Буквально через день после того, как я о нем узнала, подходит ко мне после службы в Свято-Покровском соборе моя знакомая, раба Божья Зинаида и показывает его фотографию. И говорит: «Хочешь, я и для тебя копию сделаю»? Дивны дела Твои, Господи!

Пришла на могилку к монаху и, как живому, перечисляю ему наши нужды: «Отче, много у меня хороших подруг. Все красавицы и хорошие хозяйки, а судьбу свою никак встретить не могут. А те, что замужем, - одни бездетные, другие и детей имеют, так болеют детки часто, иногда очень серьезно. И родители болеют у подруг моих. Как нам молиться, чтоб помогли Господь и святые справиться с этими проблемами? Научи»!

Иду потом домой и думаю: «Ну, как монах Александр все это устроит? Хотя Богу возможно все»… А буквально на следующий день приходит мама после службы в Свято-Николаевском храме и приносит мне от матушки Рипсимии «Расписание акафистов на всякую нужду». Матушка Рипсимия – это монахиня, которая в то время при храме жила, просфоры выпекала. Но кто ей мог сказать, что мне такая книга нужна? Открыла я ее и думаю: вот так чудо! Да здесь же для каждого ответ на его нужду. Вот уж потрудится народ во славу Божью. И знаете, подруги мои с большим воодушевлением брали это расписание акафистов и читали дома акафисты, каждая по своей нужде. И не только они, другие прихожане тоже. Такое было у меня ощущение, что люди ждали этого.

Расскажу еще о двух случаях. У крестной мамы моей маленькой дочери, моей кумы, не получалось с работой. Да еще и брат ее без работы остался. Самое прискорбное, что оба они оказались на иждивении у своей мамы-пенсионерки. Не привыкшие сидеть без дела, они очень томились таким положением вещей. Я и предложила подруге: «Наталья, а давай-ка сходим на могилу к угоднику Божию Александру. Пришли, вместе с ней помолились. Просили и за брата ее. И опять чудо! Милостивый Господь утешил очень быстро. Через день Наталья уже была на той работе, о которой мечтала целый год. А дней через 8-10 и брат получил работу по своей специальности, которой очень дорожил. Он много лет по этой специальности проработал, и, оставшись без работы, боялся потерять квалификацию. Теперь он трудится на том месте, о котором мечтал, дело свое любит и ценит.

Второй случай очень деликатный, настоящие имена я называть не буду, но сама история останется в своем натуральном виде.

Встречаемся мы с моей близкой подругой, а она заплаканная. «В чем дело, что случилось»? – спрашиваю. Долго она упиралась, не хотела рассказывать. Все равно, мол, никто уже не поможет. «Почему? – задаю вопрос. – Кто-то умер»? – «Нет». Но в конце концов все-таки рассказала.

Вот ее история. Когда наш город начинали бомбить, зять вывез свою жену – а ее родную сестру - с ребенком в другой город. Повод был таким: туда уже уехали друзья семьи, они помогут устроиться. Но вскоре открылся еще один неприятный момент: незадолго до того он вывез в этот город и свою любовницу, с которой встречался уже шесть лет. С женой они десять лет жили так называемым «гражданским браком», имели шестилетнего ребенка. Конечно, благочестивые родители всячески увещевали молодых оформить законный брак. Прожив всю жизнь в любви и согласии, они не понимают и не принимают современных нравов. Любовнице (назовем ее Яной) тоже надоело так долго ждать, и она пришла к супруге знакомиться. Жена (пусть ее имя будет Олеся), сестра моей подруги, была от этого знакомства в глубоком шоке. Перестала есть, довела себя до жуткого состояния. Ребенок вообще был предоставлен сам себе. Кто мог помочь Олесе? Родные все далеко. А ведь она горячо любила мужа. У них общий ребенок, дом, друзья, десять лет совместной жизни. И вот все пошло прахом…

-Да, - говорю я подруге, - сложная ситуация. А может, пусть она в церковь сходит, помолится? Там же есть храм?

-Нет, не пойдет она. Она и меня укоряет, когда за племянника молюсь. Говорит, что ему от этого только хуже делается. Ей проще к гадалке обратиться. На мои слова о том, что Бог всех нас любит, она и внимания не обращает.

Слушаю подругу, и руки опускаются. Я же помню Олесю, помню и нашу совместную поездку в Святогорскую Лавру. Всегда она была светлым человеком. Это же надо, чтоб так лукавый человека окрутил!

Говорю, уже почти ни на что не надеясь: «А давай на кладбище сходим! Там могилку почаевского монаха обрели. Говорят, это угодник Божий, народ регулярно к нему ходит, священники панихиды служат.

В ближайшие выходные мы стояли на могиле монаха Александра и молились в голос: «Помоги, спаси! Выпроси у Господа прощения! Выдай эту Яну замуж, чтобы к чужим мужьям не цеплялась»!

Не просьба получилась, а крик о помощи. Благо, рядом посторонних не было. Говорили все, что думали.

На следующий день просыпаюсь с мыслью о том, что необходимо заказать литургию о всех участниках нашей печальной истории. Хотя знаю , что не заказывают литургии о людях, которые в церковь не ходят. Но тут такая мысль настойчивая – нужно заказать, и все! Звоню подруге, говорю ей об этом. А она отвечает: «Не поверишь, у меня такое же желание. Откуда оно взялось, не пойму»?

Пошли мы каждая в свой храм и заказали. А в скором времени звонит ей сестра и говорит, что ребенок заболел. Лежит с высокой температурой. Они с мужем с ног сбились, от него не отходят. О всех своих разногласиях, выяснениях отношений позабыли. А еще через пару месяцев – сенсационная новость! Пока ребенок болел, помирились они. И возвращаются домой. А главное, они уже расписались в загсе, оформили свой брак! И СРАЗУ ВСЛЕД ЗА ЭТИМ ОБВЕНЧАЛИСЬ. Но самое удивительное, что и Яна тоже вышла замуж и живет счастливо с новым мужем, а на чужих больше не смотрит.

Слава Богу за все!

Р. Б. Юлия

И ЧЕЛОВЕК ВЫЗДОРОВЕЛ

Вместе с другими прихожанами нашего храма я бываю на могилке монаха Александра. У всех свои нужды и прошения. Вот и мне пришлось к нему обратиться, попросить его заступничества перед Богом для моего дяди, Анатолия Ильича Козлова. Анатолий – брат моей мамы, живет в с. Ново-Александровка под городом Старый Оскол в Белгородской области. Он уже в возрасте, сердце слабое, да и в целом здоровье пошаливает. Случилось так, что пришлось ему перенести операцию на желудке. Операция, хоть и прошла успешно, была тяжелая. Два раза Анатолий попадал в реанимацию, и врачи даже советовали нам готовиться к худшему. У монаха Александра я просила, чтоб помог ему поправиться и, если есть на то воля Божья, пожить еще хоть немного. Вскоре мне сообщили, что дяде стало намного лучше. А этим летом я была у них в гостях. Дядя Анатолий, который до этого из-за физической слабости ничего по дому делать не мог, сам даже траву косит! Теперь он бодрый, еще и машину водит.

Я так благодарна монаху Александру за его помощь, молитвы о нас, грешных, перед Богом! Молюсь ему и за детей, за мир на Донбассе и в Украине. А еще на панихидах, которые проходят у могилки монаха каждую пятницу, поминаю всех своих усопших сродников и знакомых.

Р. Б. Любовь Ивановна Заботина

ЕМУ МНОГОЕ ОТКРЫВАЛОСЬ

Хочу рассказать о своей подруге Валентине Фоминой, ныне покойной. Валя была дочерью Нины Пахомовны Копытько, в доме которой был прописан монах Александр. Мы жили с ними на одной улице. Я часто видела, как монах Александр и Валентина вместе возвращались из храма. Она считала его своим духовным отцом, заботилась о нем, По его благословению по монастырям ездила, и нам потом рассказывала об этих поездках.

Валентина и все члены ее семьи звали монаха ласково «старчик». Ему многое открывалось, он был прозорлив, мог благословить на какой-то поступок или, наоборот, предостеречь, сказать, что задуманного делать не стоит. Проходило время, и становилось очевидным, что он был прав. Валя работала швеей в ателье. А ей хотелось работать в больнице, в белом халате ходить. Она просила, чтоб монах Александр помолился об этом. Он отнесся к ее просьбе очень серьезно. Долго молился, не один день. А потом сказал, что Господь не благословляет ее, что она должна остаться работать там же, в ателье. Мы не знаем, конечно, что произошло бы, если б она не послушалась. Но все знали, что его словами нельзя пренебрегать, что он всегда в конечном счете оказывается прав. Может, от беды какой-то уберег монах Александр этим своим ответом Валентину.

Еще один подобный пример. Валины родители хотели продать свой дом, а купить другой в районе хладокомбината. Но старец Александр не благословил. Сказал, что им на прежнем месте будет намного лучше. И правда, прожили они свою жизнь в этом доме спокойно и счастливо.

Сыну Нины Пахомовны, Александру, предсказал старец, что он будет священником. Так и случилось. Он стал священником и служил в Горловской епархии до самой смерти.

Когда старец умер, Валентина, ее родители, мои родители и еще много других людей ходили на кладбище – особенно на Радуницу – и поминали его. Ходили и мы, молодежь – я, моя подруга Лида. И Валя, конечно. И в церкви за него подавали поминальные записки, где называли его «старец Александр». Так что мы давно о нем молимся.

Р. Б. Светлана Спивак

ВРАГ НАПУГАЛ, А МОНАХ АЛЕКСАНДР ПОМОГ

Монах Александр помог мне, грешной рабе Божьей Елене, возвратиться в свой храм Святого Николая на поселке Веровка. Мне 64 года. Шестнадцать из них я пела в церковном хоре, а последние шесть лет и руководила хором. Но из-за немощи своей попросила настоятеля найти другого руководителя хора. Вскоре в храме появился новый регент, а я со своими певчими ушла из храма. На службы мы стали ездить в Свято-Покровский собор в центре города, и возвращаться на Веровку не собирались. Три месяца я не появлялась на Веровке. Но на престольный праздник Святого Николая все же поехала туда. Все прихожане встретили меня с радостью, уговаривали вернуться на клирос. Но я отказывалась, хотя в душе и были сомнения, правильно ли поступаю. Все эти три месяца я просила Богородицу и всех святых, чтобы вразумили меня и научили жить по воле Божьей.

После престольного праздника, в пятницу, на кладбище, на месте захоронения монаха Александра должна была, как всегда, состояться панихида. Но оказалось, что нет певчих. И тогда я попросила о. Владимира благословить меня петь. Он согласился. Почему-то трудно мне было добраться в тот день до кладбища.Долго ждала трамвая, а он все не приходил. Потом села в автобус, но автобус, не доезжая двух остановок, повернул в другую сторону. Прибежала на кладбище – свернула не на ту тропинку, хотя дорога была мне известна. Будто кто-то специально устраивал препятствия. Наконец, хоть и с опозданием, но попала я на панихиду и пела. После панихиды, пока батюшка общался с прихожанами, я подошла к кресту, установленному на могилке монаха. Поцеловала крест и попросила: «Монах Александр! Помоги мне, вразуми меня! Я не знаю, петь ли мне на клиросе, и если петь, то в каком храме? Помоги мне поступить так, как Богу угодно»! Поцеловала еще раз крест и ушла.

А на следующий день, в субботу, мне нужно было поехать на Веровку, отдать книгу. Приехала на вечернюю службу и у ворот храма встретила настоятеля о. Владимира. Он благословил меня и сказал, чтоб я не стояла в храме, а сразу шла на клирос петь. И что удивительно, у меня в душе не было никакого сопротивления. Я спокойно пошла на клирос и пела, хотя два дня назад категорически отказывалась от этого.

Я благодарю Господа и монаха Александра за то, что помогли мне вернуться на клирос и петь во спасение души и тела и во славу Божью и Его святых угодников!

Хочу еще вот что добавить. Когда заканчивала это письмо о помощи монаха Александра, в кладовке рядом с моей комнатой раздался страшный грохот и звон посуды. Я очень испугалась. Заглянула в кладовку и увидела, что с верхней полки упала коробка со стаканами и графином. Коробка эта до того была размещена вполне устойчиво, пролежала там полгода, и не собиралась падать, даже когда от взрывов снарядов вздрагивал дом. А именно в тот момент, когда я написала о помощи монаха Александра, «враг» сбросил эту коробку, отомстил мне. Что удивительно - вся посуда осталась цела. Разбилась только бутыль с помидорами, на которую упала коробка. Так что враг напугал, а монах Александр и здесь помог – посуда осталась в целости и сохранности.

Слава любящему нас Господу и нашему молитвеннику монаху Александру.

Аминь.

Р. Б. Елена Бабкова

БОЛИ УШЛИ

Однажды во время спортивной тренировки я получил травму. Травма оказалась серьезной, мне назначили операцию. Удалили коленную чашечку. Первое время после я слегка прихрамывал, потом привык и уже как-то не обращал внимания на то, что случилось. Одно только огорчало. Я православный христианин, регулярно посещаю храм. И дома молюсь, конечно. Но вот коленопреклоненные и особенно земные поклоны делать стало трудно, сразу боли начинались. А как молиться Пресвятой Богородице и не стать перед Ней на колени, не поклониться Ей? И вот на могилке монаха Александра я стал просить его о том, чтобы помог мне. Хотя где-то на заднем плане время от времени появлялась мысль о том, что чудес не бывает. Не вырастет же у меня новая коленная чашечка! Чашечка, конечно, не выросла. Но боли ушли. И больше не появлялись. Теперь во время молитвы я свободно опускаюсь на колени, легко поднимаюсь с колен. Благодарю тебя, монах Александр!

Р. Б. Сергий.

ОН СПАС МОЮ МАМУ

У нас в храме часто организовываются паломнические поездки. Конечно, это это очень хорошо, что мы стремимся поклониться православным святыням. Но совершая далекие поездки, не забываем ли мы подчас о людях святой жизни, которые жили буквально рядом с нами? Достаточно ли чтим ушедших? Знаем ли о тех священниках, монахах, что похоронены на наших кладбищах, посещаем ли их могилы? Однажды мне рассказали о монахе Александре из Почаевской Лавры, который последние годы своей жизни провел здесь, в Енакиево. Еще при жизни он был известен своей горячей молитвой, на которую отвечал Господь. Поэтому к монаху постоянно шли люди за молитвенной помощью. Идут они к нему и сейчас, но уже на его могилку. Известны случаи исцелений после молитвы на его могиле.

Конечно, мне очень захотелось там побывать. Но вначале как-то не складывалось – то дела неотложные мешали, то транспорта не было, то поехать не с кем было, а сама я дорогу еще не знала. Но мысль посетить могилку монаха постоянно ко мне возвращалась. Молилась Богу, чтобы управил эту ситуацию, обращалась мысленно и к монаху Александру. И вот в один из дней мне позвонила руководитель нашей воскресной школы, Ирина Михайловна Ашихмина. Дело в том, что в нашем храме в честь Казанской иконы Божьей Матери я на послушании фотокорреспондента. Ирина Михайловна сказала, что я должна срочно поехать на могилку монаха Александра сфотографировать панихиду. Нашлись и попутчики, и транспорт. Вот так произошло со мной первое, пусть небольшое, но все-таки чудо. Моя молитва была услышана.

Весной 2016 года у меня заболела мама. С ней случился гипертонический криз. Вызвали «скорую». Врачи стали делать кардиограмму. И вдруг кардиограф перестал работать! Что делать, куда обращаться? А маме все хуже. Один из врачей предложил вызвать кардиологическую бригаду. Но было сомнение, что они приедут, ведь все это случилось ранним утром. Может, их еще и на работе нет или заняты с кем-то другим. Я стала молиться монаху Александру, как умела, немного даже по-детски, своими словами. Вопреки ожиданиям, бригада приехала очень быстро. Они своим кардиографом сделали кардиограмму, оказали необходимую помощь. Маме сразу стало легче. Вот так монах Александр спас мою маму.

Знаю еще случай, когда одна семейная пара чуть не разошлась. Очень сильно они поругались. А ведь любили друг друг друга. Но не разобрались, погорячились, так бывает. А потом уже как снежный ком, все покатилось, и оба не умели остановиться. В этот раз о них молилась монаху Александру их очень хорошая знакомая, сама незадолго перед этим получившая от него помощь. Они и не знали об этих ее молитвах. Но через два дня вдруг почувствовали, как улеглись злость, негодование. Они даже удивлялись, как показались незначащими взаимные претензии, появилось желание извиниться друг перед другом. В общем, все у них наладилось. Помирились, и теперь семья снова вместе.

Меня тоже ждало испытание. Совсем недавно на УЗИ врачи обнаружили камень в желчном пузыре и сказали, что без операции не обойтись. Я операции очень боялась, и небезосновательно. Ведь я аллергик, общий наркоз мне противопоказан.

Операция так пугала, что на могилку к монаху ехала в состоянии уныния и практически отчаяния. Приложилась к кресту на могиле, начала молиться. Плакала. И вдруг… почувствовала невероятное облегчение. Нет, не оттого, что выплакалась. Просто легко и спокойно стало на душе, появилась уверенность в благополучном исходе. Я поняла, что моя молитва услышана.

На следующий день поехала проведать подругу, которой уже сделали такую же операцию. Заодно решила с результатами УЗИ зайти к хирургу на консультацию. Врач изучил результаты обследования и сказал: «Хорошо, что пришли! Сегодня же я вас прооперирую». Я была в шоке – как так сегодня? Я же не готовилась. Но мне тут же провели еще дополнительное обследование и через несколько часов прооперировали. Операция прошла успешно, реабилитация тоже проходит нормально. Вот так Господь явил свою милость по молитвам к Нему монаха Александра.

Еще хочу рассказать, что вместе со мной на могилку к монаху ездил мой родной племянник, отрок Александр. У него сложный подростковый период. Мальчик стал нервным, ушел в себя. О чем молился, не знаю. Но после того, как побывал на могилке, он очень изменился в лучшую сторону. Можно сказать, стал другим ребенком – спокойным, общительным. Монах Александр словно вернул его душе покой.

Слава Богу за все!

Р. Б. Аурика Лебедева.

ПОМОГАЕТ, ВРАЗУМЛЯЕТ И СМИРЯЕТ

Служить в Свято-Николаевском храме поселка Веровка г. Енакиево я приехал по благословению правящего архиерея. До начала служения у меня оставалось тогда около месяца времени. Я использовал его для чтения, тем более, что при храме оказалась большая библиотека. Время было неспокойное, ситуация в государстве складывалась критическая. Что говорили о таких ситуациях почитаемые, канонизированные наши современники? В поисках ответов я прочел еще раз житие преподобного Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского, Серафима Тяпочкина, схимонаха Илии Макеевского. Макеевка от нас недалеко. Читал житие Илии Макеевского и думал: какая все-таки милость Божия, что Господь явил этому городу такого покровителя, молитвенника. Люди могут придти к нему на могилку, помолиться, попросить помощи в своих нуждах. Может, и у нас жил когда-то такой подвижник, о котором мы пока не знаем?

А вскоре услышал, что есть в Енакиево на старом, заброшенном кладбище почитаемое место, где похоронен монах. Признаться, поначалу сомнения одолевали. Монахов много. Почему же именно его почитают? И почему монах не в монастыре жил? Даже, когда мне в первый раз предложили посетить эту могилку, категорически отказался. Но потом произошел со мной такой случай. В поселке Розовка заболел местный священник, о. Олег. На время его болезни о. благочинный направил меня туда послужить. На службу меня вез его отец, р. Б. Вячеслав. Мы проезжали мимо кладбища. Разговор коснулся монаха Александра, там похороненного. Оказалось, что р. Б. Вячеслав лично знал монаха при его жизни. Он вспомнил, что когда-то монах Александр сказал ему: «У тебя два сына священниками будут». И тут же добавил: «У меня два сына – священники». Еще он такой пример привел. Пришла к монаху женщина с ребенком. Ребенок проказничал, не слушался. Она начала кричать на него. А монах сказал: «Чего кричишь? Он у тебя батюшкой будет». И вправду, мальчик вырос и стал батюшкой и служил Богу до самой смерти.

Так Господь по своей милости, видя мои сомнения, начал сводить меня с людьми, которые лично знали монаха при жизни. Р. Б. Вячеслав был первым из них. Потом еще встречались люди, которые были знакомы с монахом Александром. Они тоже свидетельствовали о его прозорливости. Узнал я и о том, что монах Александр приехал сюда по благословению Кукши Одесского. Кукша Одесский – почитаемый мною святой. Я ведь учился в Одесской семинарии, много раз с молитвой подходил к его раке. По милости Божией, один из батюшек, обретавший его мощи, подарил мне частицу гроба Кукши Одесского, частицу его мантии и власяницы. Конечно, такой святой, как Кукша, не мог направить сюда случайного человека. Во всем этом виден глубокий Божий промысел.

У меня есть проблемы со здоровьем. Когда приходится трудно, просишь помощи у Бога и у его святых. В один из таких моментов я думал: к какому святому обратиться? И тут пришла мысль: пойду на могилку к монаху Александру. Помолюсь, попрошу о помощи. Даже если он не святой, то все равно вел жизнь, угодную Богу, а значит, может помочь. Так и случилось. Я сразу почувствовал, что это место благодатное. И попросил прощения у монаха Александра за прежние сомнения. Потом я не раз приходил к монаху Александру с просьбой об улучшении здоровья. И практически сразу наступало облегчение. Однажды от усталости, связанной с болезнью, на скамеечке у могилы и заснул. Немножко поспал, проснулся – намного легче себя чувствую!

Место там действительно благодатное. Такое внутреннее состояние наступает, что трудно описать. Это тоже говорит о том, что не простой человек здесь лежит. Монах Александр и помогает, и слышит. И не просто помогает, а еще и вразумляет. Как-то по милости Божией пришлось мне служить на его могиле панихиду. Отслужил. Чувствую подъем духовный, радость. В этом состоянии захотелось поговорить, тем более, что люди вопросы задавали, слушали со вниманием. Ну, я и разговорился. И так увлекся своим красноречием, что не сразу понял, что пора остановиться. И тут пришло вразумление, пошли мысли о том, что монахи ведут скромный образ жизни, в молчании, в молитве. Они пример нам всем. Понимал, что не мои это мысли, а от человека смиренного духа, который здесь лежит. Согрешил я своей разговорчивостью, пустословием. Подошел к кресту, начал просить прощения: спасибо, о. Александр, что вразумил, прости меня. Понял, что больше такого не надо допускать.

Еще второе вразумление получил я от монаха Александра. Есть у меня личная проблема духовного характера. Она требует решения, но я все время откладываю ее на потом. И когда служили панихиду, четко понял, что мне идет вразумление: это проблема серьезная, и ты с ней должен разобраться. Я начал понимать, что монах Александр знает обо мне все, знает и о моих проблемах. Заботясь о моем спасении, вразумляет меня. На последней панихиде я попросил: «Помоги, монах Александр, решить ее правильно, не как я хочу, а как хочет Бог». Сейчас эта проблема уже решается.

Помощь от монаха Александра я получал и в других случаях. Например, когда у детей возникали неполадки с учебой, просил помощи и получал. Я уже четко понимал, что на кладбище этом не просто монах лежит, а угодник Божий, который видит, слышит и молится за нас. Иногда ко мне на исповедь приходят люди с серьезными вопросами, нуждающиеся в помощи Божьей и его угодников. Если сам не могу дать ответ, советую идти со своим вопросом на могилу к монаху Александру. И многие люди, побывавшие на его могилке, возвращаются ко мне и благодарят. Говорят, что проблема, с которой они пошли к монаху, разрешилась. Этим еще раз подтверждается его святость.

Мы все переживаем сейчас очень трудное время. К счастью, Енакиево не так сильно пострадало от обстрелов, как некоторые другие города. Думаю, что это могло быть и по молитве и заступничеству подвижника Александра. Изучая его житие, мы выяснили, что монах Александр родом с Западной Украины. И в этом тоже заключена великая премудрость Божия. Господь, зная, что будет нагнетаться неприязнь в отечестве нашем, вражда между жителями Западной Украины и Восточной, заранее послал сюда своего угодника. Он родился и вырос на Западной Украине, но сегодня ходатайствует и молится о спасении людей Донбасса. А мы должны помнить о том, как народ Западной Украины являл свою верность Христу, как хранит веру православную Почаевская Лавра, в которой монах Александр провел большую часть своей жизни.

Я в прошлом офицер. Во время службы в армии под моим командованием служили и солдаты из Западной Украины. Вспоминаю, как добросовестно они служили. Думаешь об этом, и неприязнь, вызванная последними событиями в стране, сразу рассеивается. Теперь мы понимаем, что Господь не случайно послал нам человека с тех мест– чтобы мы не имели между собой ненависти и вражды.

Теперь, когда ко мне приезжает кто-то из другого города, я стараюсь в первую очередь повести гостя на могилку монаха Александра. Мы считаем его одним из покровителей нашего города.

Иерей Владимир Макаренко.

ВЕРЮ И НАДЕЮСЬ

Моя внучка Виктория очень больна. У нее состояние после перенесенной операции на головном мозге. Кроме того, еще и серьезная болезнь со стороны желудочно-кишечного тракта. Пища не усваивалась, девочка худела, стала совсем слабенькой. Врачи поставили диагноз: истощение второй степени. Я приехала на могилку монаха Александра, где как раз служилась панихида ему. Усердно молилась, просила о помощи. И произошло чудо – вскоре я заметила, что состояние ребенка улучшается. Когда внучка съела бутерброд с колбасой, я глазам своим не могла поверить. Даже, честно сказать, была в панике – а что, если ей от этого станет совсем плохо? Ведь ей нельзя было есть даже хлеб, не говоря уже о мясе, молоке и других продуктах животного происхождения. Но с тех пор она может себе позволить даже рыбку жареную. Виктория уже не так устает, ходит в школу, пока еще только на один урок. Я верю и надеюсь, что и основная болезнь (опухоль, которая после операции вновь стала расти), прекратится.

Еще на могилке монаха Александра я просила за свою маму. Она как раз лежала в больнице, и уже четыре дня была в коме. А ведь ей 96 лет, поэтому надежды на улучшение почти не было. Но уже на следующий день мне позвонила сестра и сказала, что мама пришла в себя. Сейчас маму выписали из больницы, она находится дома, хорошо себя чувствует.

Слава Богу за все!

Грешная р. Б. Мария.